.: Навигация :.
Главная страница сайта

Физика
Информатика
Математика
Периферийные устройства ЭВМ
Дилинг


Карта сайта

О Сайте


.: Поиск по сайту :.

Полиграфическая продукция: Готовые Табельные календари и календари на 2011 год в различном исполнении и возможны с Вашими графическими изображениями. Художественные фото-визитки на рельефной бумаге отличного качества. При заказе большого тиража, цена - договорная. Более подробно узнаете перейдя на сайт, либо свяжитесь с нами: www.Услуги.Бижура.ру

.: Разделы -> Информационный -> Электроника -> Средства отображения... :.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Отображение информации – это свойство технической системы воспроизводить требуемую информацию в форме, удобной для непосредственного восприятия человеком.

 

Технические средства, используемые для формирования информационных моделей, называются средствами отображения информации (СОИ). С помощью СОИ полученная от одного или нескольких источников информация преобразуется в информационную модель, удобную для непосредственного восприятия.

 

Существует три способа отображения информации:

 

1) индикация – представление информации в форме изображения (информационной модели), параметры которого обеспечивают требуемую быстроту и точность восприятия, информационную емкость и удовлетворяют требованиям инженерной психологии (эргономики);

 

2) сигнализация – это отображение информации для привлечения внимания к изменению состояния системы, характеризуемое четко различимыми изменениями параметров информационной модели;

 

3) регистрация – это представление информации на материальном носителе с возможностью хранения без затрат энергии.

 

Большую часть информации (около 80 %) человек получает по зрительному каналу. Если информация создается или передается электронными средствами, она воспроизводится с помощью средств отображения информации, которые являются электронным переводчиком, позволяющим воспринять закодированную электричес­кими сигналами информацию.

 

К средствам отображения информации относятся устройства коллективного пользования (стадионные, вокзальные и другие информационные табло), персональный компьютер, индикаторы, встроенные в различные измерительные или бытовые электронные приборы. Соответственно различаются и предъявляемые к этим средствам психофизиологические, энергетические, стоимостные, габаритные и другие требования, которые должен учитывать разработчик.

 

Основным узлом СОИ является индикатор, преобразующий электрические сигналы в видимое изображение. До сих пор основным типом индикатора, используемым в СОИ, остается электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), которой присущи все типичные недостатки электровакуумных приборов: большое потребление мощ­ности, высокие питающие напряжения, большая масса и габаритные размеры. На смену ЭЛТ, особенно в применениях, связанных с ЭВМ, пришли матричные индикаторные панели самых различных типов – газоразрядные, электролюминесцентные, жидкокристаллические. В отличие от ЭЛТ управление ими построено на цифровых принципах, что соответствует современным тенденциям развития электроники.

 

Другим важным компонентом СОИ являются интегральные микросхемы (ИМС). Современные СОИ почти целиком строятся на базе ИМС со средней и высокой степенью интеграции, все шире в них используются микропроцессорные средства и микро-ЭВМ.

 

Развитие средств отображения информации происходит в направлении использования в них как усовершенствованных типов электронно-лучевых индикаторов, так и плоских матричных индикаторов, которые перспективны для высококачественного отображения информации.

 

Проектирование средств отображения информации включает в себя создание информационной модели с учетом представляемой информации и свойств человека-оператора, выбор типа индикатора, разработку на этой основе структурной схемы СОИ, разработку модулей системы и т. д.

 

Для правильного проектирования средств отображения инфор­мации необходимо учитывать структуру и технические характерис­тики индикаторов, особенности построения модулей системы на ос­нове современных интегральных микросхем, т. е. проектирование средств отображения информации требует комплексного подхода со стороны специалистов.

 

Задачей курса «Средства отображения информации» является ознакомление студентов с принципами построения аппаратуры, физическими особенностями различных типов электронных индикаторов и т. д.

 

Рассмотрение этих вопросов позволит показать взаимодейст­вие средств промышленной электроники в едином комплексе аппа­ратных и программных средств. Приобретенные таким образом навыки могут быть использованы при проектировании электрон­ных устройств самого различного назначения с широким приме­нением интегральных схем.

 

 

 

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

1.1 Формирование элементов информационных моделей

 

В любых средствах отображения информация представляется информационной моделью (ИМ) - организованным в соответствии с определенной системой правил отображением со­стояний объекта управления, внешней среды и способов воздейст­вия на них. Представление физического состояния одной системы физическим состоянием другой называется кодированием. В ИМ в закодированной форме представляется сущность реальных процессов, явлений, объектов. Так как информационная модель отражает только наиболее существенные для данной цели управ­ления параметры объекта, то один и тот же объект можно пред­ставить различными моделями: для авиапассажира существенны­ми являются пункт назначения, номер рейса, время отправления и прибытия, тип самолета (все эти параметры могут быть представ­лены на информационно-справочном табло аэровокзала информа­ционной моделью в виде буквенно-цифрового текста); для пилотов сущность полета должна отражаться совокупностью показаний приборов, характеризующих работу схем систем самолета и его положение в пространстве (эти показания представляют в форме, обеспечивающей оптимальное восприятие большого объема инфор­мации и переработку ее в короткое время); для диспетчера, управ­ляющего взлетом и посадкой, существенным является простран­ственное положение самолета в зоне аэродрома, его скорость, высота, направление движения (на ситуационном экране диспет­черского пункта все самолеты в зоне аэродрома изображаются движущимися точками или условными знаками, рядом с которыми в цифровой форме указываются требуемые параметры).

Кодирование информации в ИМ осуществляется с помощью элементов информационной модели, в качестве которых используются буквы, условные знаки (символы), геомет­рические фигуры, линии, точки и т. д. Набор используемых элемен­тов ИМ составляет алфавит информационной модели. Число элементов, образующих алфавит, называют основанием кода алфавита Na. В состав алфавита могут включаться и такие признаки элементов, как цвет, градации яркости, размер, ориен­тация и др.

Часть пространства, в пределах которого происходит формиро­вание информационной модели, называется информационным полем (ИП).

Отношение ширины информационного поля В к его высоте Н называется форматом информационного поля  .

По используемому алфавиту выделяют следующие основные типы информационных моделей: буквенно-цифровые, графические, полутоновые, комбинированные.

В буквенно-цифровых моделях в качестве элемента ИМ используются буквы, цифры, условные знаки (символы), а свойства отображае­мого объекта или процесса представляются в виде буквенного текста, цифровой комбинации, формул, таблиц. При построении буквенно-цифровой ИМ все информационное поле разбивается на отдельные знакоместа.

Часть информационного поля, необходимая и достаточная для изображения одного знака в виде буквы, цифры, символа, называ­ется знакоместом.

Множество элементов информационной модели образуется из множества элементов отображения.

Простейший элемент информационной модели, который может быть реализован выбранным типом индикатора, называется элементом отображения (ЭО). ЭО характеризуется формой, геометрическими размерами, яркостью, временем послесвечения, цветом и т.д. Элементами отображения могут быть: контуры знаков, выполненные конструктивно как простейшие элементы (например, цифры, нанесенные на поверхность барабана счетчика электрической энергии, или буквы рекламы); сегменты - протяженные конструкции, площадь которых ограничена прямыми линиями или кривыми второго порядка (например, сегменты цифр электронных наручных часов); точечные элементы (на­пример, точечный элемент информационно-справочных табло).

 

В соответствии с используемыми элементами отображения все способы формирования знаков можно разделить на две основные группы:

1) знакомоделирующий способ характеризуется целостным представлением знака, при этом форма элемента отображения совпадает с контуром знака, например цифры 2 в знакоместе № 2 (рис. 1.1);

2) знакосинтезирующий способ характеризуется тем, что знаки формируются из более простых элементов отображения. В знакоместе № 3 показан синтез цифры 2 из сегментов. Набор сегментов в знакоместе составляет некоторую обобщенную фигуруполиграмму. Из 7-сегментной полиграммы, представленной на рис. 1.1, можно синтезировать все арабские цифры и некоторые буквы (Н, Р, Е и др.). Расширение алфавита достигается за счет увеличения числа сегментов в полиграмме.

В знакоместе № 5 показана 18-сегментная полиграмма, позволяю­щая синтезировать буквы русского и латинского алфавитов. В знакоместе № 4 показан синтез той же цифры 2 из точечных ЭО. К точечным элементам отображения относят такие ЭО, разме­ры которых намного меньше размеров синтезируемых знаков (hэ < hз; bэ < bз). В пределах знакоместа точечные ЭО образуют матрицу знака. Число элементов отображения в матрице знаков выбирают, исходя из требования безошибочной и быстрой идентификации (опознавания) всех знаков алфавита. Так, например, матрица 5x7 (5 столбцов и 7 строк) в знакоместе № 4 (рис. 1.1) является практически минимально приемлемой для синтеза букв русского и латинского алфавитов и цифр. Для синтеза только арабских цифр размерность матрицы можно уменьшить до 3x5. Как показали психофизиологические исследования при опознавании символов, синтезированных с помощью матрицы 5x7, возможны ошибки. Так, например, часто путают В и 8; R и S; Q и О и др. Это делает целесообразным использование матриц с увеличенным числом точек, например 7x9. Дальнейшее увеличение числа этих точек, например до 9x13, к существенному улучшению восприятия не приводит.

В ряде случаев знаки синтезируются из укрупненных элементов, составленных из более простых элементов отображения. Например, на рис. 1.1 в знакоместе № 6 показана цифра 2, синтезированная из укрупненных элементов (сегментов), составленных из точечных ЭО.

Элементы отображения могут выполняться в виде отдельных конструктивных элементов, например электрической лампы накаливания, светодиода, катода газоразрядной лампы, выполненного в форме цифры или сегмента. Такие элементы отображения называются дискретными ЭО. В электронно-лучевых приборах элементы отображения, входящие в знак, генерируются электронным лучом в процессе воспроизведения изображения. Синтез знаков из полученных таким образом элементов называют знакогенерирующим способом формирования знаков.

Графические информационные модели (ГИМ) представляют чертежами, диаграммами, схемами (структурными, функциональ­ными, монтажными) и т. д. Основными элементами информацион­ной модели при построении графической ИМ являются линии, точ­ки, двумерные области. Наиболее универсальными элементами отображения, из которых формируются элементы ГИМ, являются точечные ЭО. Каждый точечный ЭО, входящий в формируемую модель, должен быть задан координатами Xi; Yi, определяющими его положение на информационном поле.

На рис. 1.2 показана кривая, синтезированная из точечных элементов отображения. Синтез из отдельных ЭО приводит к дискретизации изображения. Абсолютное значение погрешности дискретизации лежит в пределах ± 1/2 dЭ  (dЭ – шаг квантования, определяемый как расстояние между центрами точечного ЭО). Следовательно, для уменьшения погрешности дискретизации необходимо уменьшить величину dЭ, прежде всего размер самого ЭО. Глаз не замечает дискретного характера изображения, если угловой размер ЭО близок к предельному углу, под которым человек различает две раздельные точки. Уменьшение размеров ЭО при сохранении размеров информационного поля приводит к увеличению общего числа ЭО и соответственно к техническому усложнению средств отображения информации.

Для упрощения графических средств отображения информации (СОИ) при синтезе ГИМ часто используют укрупненные графические элементы – графемы. В зависимости от характера ГИМ в качестве графических элементов могут быть использованы отрезки прямых, дуги различной кривизны, двумерные фигуры. Синтез графической информационной модели с помощью графем заключается в разбиении ГИМ на отдельные фрагменты с последующим подбором графических элементов, наиболее точно аппроксимирующих выделенный фрагмент. В частном случае при использовании в качестве графем отрезков прямых полученная ГИМ представлена кусочно-линейной аппроксимацией. Выделение фрагментов ГИМ осуществляется путем разбиения информационного поля на графические знакоместа. Большей частью положение графического знакоместа совмещают с положением буквенно-цифрового. В этом случае для обеспечения слитности графического изображения размеры графического знакоместа bЗГ и hЗГ увеличивают на величину интервала между знакоместами hП и между текстовыми строками hГ (bЗГ = bЗ + bП , hЗГ = hЗ + hП). Совмещение графических и буквенно-цифровых знакомест позволяет сохранить общую структуру СОИ для формирования двух типов ИМ. Графема часто является укрупненным элементом отображения, формируемым из точечных ЭО. Таким образом, при синтезе ГИМ с помощью графем возникает погрешность аппроксимации фрагмента информационной модели графическим элементом в пределах знакоместа, а также погрешность, связанная с искажением самой графемы из-за дискретного характера ее формирования.

 

1.2. Система «человек-машина» и основные задачи инженерной психологии

 

Современные системы управления сложными объектами, системы сбора, передачи и обработки информации и системы централизованного контроля техническими процессами – сложные человеко-машинные комплексы. В таких комплексах объединяется работа многих технических устройств и коллективов людей. От согласованности действий человека-оператора и технической части в значительной степени зависит эффективность таких систем.

На рис. 1.3 показана структурная схема системы «человек-машина» (СЧМ). Информация о состоянии объекта управления (ОУ) выдается устройством преобразования и обработки информации (УПОИ) в виде электрических сигналов на технические средства индикации (ТСИ). Средства индикации преобразуют сигналы в видимое изображение, т.е. в наглядный образ, имитирующий состояние ОУ – динамическую информационную модель.

Информационная модель – множество сигналов, несущих оператору информацию об управляемом объекте и организованных в соответствии с определенной системой правил. Прием информации человеком осуществляется с помощью рецепторов (Р) – (рецептор от латинского принимающий).

На основе восприятия информационной модели в сознании человека создается представление о состоянии реального объекта управления – концептуальная (от англ. – представление) или психическая модель. В памяти человека хранится эталон, соответствующий требуемому состоянию объекта. В результате сравнения психической модели с эталоном человек принимает решение, которое реализует с помощью эффекторов (Э) – органов движения или речи. Воздействуя на средства ввода (СВ), он осуществляет целенаправленную деятельность в соответствии с задачами, выполняемыми всей системой.

Устройства отображения информации (УОИ) – технические средства, используемые для создания динамических информацион­ных моделей управляемых или контролируемых объектов. В зави­симости от назначения устройства отображения информации весьма разнообразны. В состав УОИ входят средства индикации (индикаторные приборы со схемой управления) и, как правило, средства ввода информации. Хотя в сложных системах обработка информации осуществляется ЭВМ, в УОИ могут входить средства преобразования, хранения и обра­ботки информации.

Индикаторный прибор (от лат. - указываю) – конструк­тивно оформленный как единое целое преобразователь входного сигнала в видимое изображение. Система отображения ин­формации (СОИ) – комплекс устройств отображения информации и алгоритмов специ­альной обработки и подготовки информации, предназначенной для решения челове­ком задач контроля и управления.

Таким образом, с помощью УОИ и СОИ осуществляется связь человека с машиной в системе. С ростом сложно­сти объектов управления, с непрерывным увеличением чис­ла параметров и их количественных характеристик (мощность, производительность, ско­рость, объем и номенклатура выпускаемой продукции и др.) повышаются требования к рациональному использованию ресурсов, обеспечивающему максимальную эффективность производства. Задача оптимального согла­сования деятельности человека-оператора и техники переросла в крупную проблему, актуальность которой возрастает с годами, вызывая большой интерес широкого круга специалистов-системотехников, психологов и физиологов, математиков и разработчиков систем и средств отображения информации, специалистов по вы­числительной и информационной технике.

В системе человек – машина возникают три типа отношений:

 

ИМ – ОУ

ИМ – Человек

ИМ – Задача

отношение определяет степень соответствия модели

определяет отношение к возможности восприятия

отношение определяет, что должен решить человек

 

По степени сложности ИМ можно разделить на виды:

1.           Наглядная ИМ – это копия или подобие изображаемого объекта. Основное достоинство такой модели – восприятие ее, как в реальной жизни. Сложно определить степень схематизации модели и выделить признаки, которые целесообразно отобразить. Примером наглядной модели могут быть: фотография, киноизображение, телевизионное изображение, локационное изображение.

2.           Абстрактная ИМ – передает информацию с помощью набора знаков. Достоинство модели в том, что она позволяет отобразить недоступную для непосредственного наблюдения информацию. Для реализации такой модели необходимо определить признаки, которые необходимо передать и выбрать систему знаков, используемую для кодирования. Примерами абстрактной модели могут быть: текст, формула, знаковое табло.

3.           Смешанная ИМ – объединяет достоинства и особенности наглядной и абстрактной ИМ. Примером смешанной модели могут выступать: графики, диаграммы, схемы, чертежи.

Выбор типа ИМ определяется задачей, которую необходимо реализовать.

Проблема оптимального синтеза СЧМ – комплексная, много­плановая, требующая привлечения новейших достижений, как технических наук, так и наук о человеке. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от успехов инженерной психологии.

Параметры ИМ.

1.           Количество информации. Если возникает противоречие между количеством информации, поступающим от технической системы  и количеством информации, которое может воспринять человек, необходимо применить разделение:

  •            по времени;
  •            в пространстве (использовать несколько наблюдателей);
  •            использовать пространство параметров (ИМ может быть цветной).
2.           Полнота отображения. Может возникнуть противоречие между полнотой информации и скоростью принятия решения. В этом случае необходимо проводить оптимизацию по критерию минимума принятия решения (справочные окна).

3.           Развертка во времени. Любую информационную модель можно представить в виде:

  •            статической ИМ;
  •            динамической ИМ;
  •            ИМ, в которой временной масштаб выбирается возможностями наблюдателя (замедленный или ускоренный).
4.           Пространственная организация. ИМ должна восприниматься как единое целое с учетом поля зрения и остроты зрения. Для выполнения этого параметра необходимо соблюдать следующие принципы:

  •            компактности или целостности восприятия;
  •            группировки – взаимодействующие элементы должны располагаться рядом;
  •            субординации – важное должно быть в центре;
  •            соответствия сенсорного и моторного восприятия.
Требования к ИМ не соответствуют требованиям, предъявляемым к СОИ.

Инженерная психология – научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники для использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-ма­шина».

Основные задачи инженерной психологии:

-             анализ функций человека в СЧМ, определение его места и роли в системе, изучение структуры и классификации деятельности опе­ратора;

-             изучение процессов преобразования информации человеком при ее приеме и переработке, принятии решений и выполнении управ­ляющих воздействий;

-             разработка  принципов  построения  рабочих  мест  операторов;

-             изучение влияния психологических факторов на эффективность, СЧМ, оптимизация информационного взаимодействия человека с техническими устройствами;

-             разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ с помощью профессионального отбора, обучения, формирования коллектива и тренировки;

-             разработка теории инженерно-психологического проектирования и ее использование при разработке СЧМ; исследование и определение экономической эффективности инженерно-психологических разработок.

При решении задач инженерная психология использует различные методы. Один из основных методов - наблюдение. При наблюдении путем изучения и сопоставления внешних проявлений деятельности человека, его мимики, речи и результатов труда выявляются профессионально значимые особенности различных психических процессов. Наблюдения, как правило, дополняются регистрацией изучаемых явлений фотографированием, киносъемкой, записью на магнитную ленту и т.д. С целью уточнения результатов наблюдений используются измерения временных, пространственных и других характеристик, связанных с трудовой деятельностью человека, его физиологических показателей и т.д. Большое внимание при наблюдении уделяется анализу ошибочных действий операторов, беседам с ними и анкетированию.

Другой метод инженерной психологии - эксперимент, в процессе которого изучаются психологические особенности деятельности оператора, вызванные изменением ее условий, цели или способа выполнения. При лабораторном эксперименте, являющем­ся одной из разновидностей моделирования деятельности операто­ра, создают условия, наиболее соответствующие реальным, и изучают деятельность оператора. Результаты эксперимента могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях.

При естественном эксперименте устраняются недостатки, свой­ственные лабораторному эксперименту. Испытуемый в этом случае выполняет возложенные на него функции, часто забывая или даже не зная, что он – объект исследования. Этот вид эксперимента может иметь место только при наличии реальной действующей системы и отсутствии ограничений на проведение в ней требуемых исследований. Довольно часто проведение естественного экспери­мента сочетается с математическим моделированием деятельности оператора.

В последние годы при решении практических задач и разработ­ке инженерно-психологических проблем широко используются ме­тоды моделирования, т. е. исследуются модели объектов.

Физическое моделирование состоит в исследовании деятельно­сти оператора в лабораторных условиях с помощью специальных стендов, тренажеров, макетов, имитирующих реальную систему. Смысл моделирования заключается в воспроизведении психологи­ческой структуры и особенностей реальной деятельности, а также в математическом планировании и обработке результатов исследо­ваний. При использовании

метода математического мо­делирования исследование деятельности оператора осуществляется с помощью математических моделей, для построения которых применяются методы и математический аппарат, исполь­зуемые в теориях информации, автоматического управления, мас­сового обслуживания и др. В процессе моделирования широко используют ЭВМ. С их помощью можно имитировать условия работы оператора, процессы и объекты управления, осуществлять необходимые расчеты и т. д.

 

1.3. Основные фотометрические параметры

Создание средств отображения информации требует учета психофизиологических возможностей оператора и, прежде всего, возможностей и особенностей органов зрения человека.

Реакция зрительного анализатора человека зависит от энергетических параметров и спектраль­ного состава излучения. Световое излучение характеризуется рядом фотометрических параметров. Основными из них являются световой поток, сила света, яркость, освещенность, яркостный контраст.

Мощность, переносимую энергией излучения, называют световым потоком Фυ. Выражается он в люменах (лм).

Сила света Iυ характеризует пространственную плотность светового потока в данном направлении и определяется как отношение светового потока dФυ, проходящего внутри малого телесного угла в рассматриваемом направлении, к величине этого угла:

.

Телесный угол

,

где dA – площадь, вырезаемая телесным углом из поверхности сферы А; r – радиус этой сферы. Телесный угол выражается в стерадианах (ср).

Единица силы света – кандела (кд) - принята за основную светотехническую единицу. Единица светового потока - люмен (лм) - определяется как световой поток от точечно­го источника в 1 лм внутри телесного угла в 1 ср.

На рис. 1.4 показан точечный источник е, помещенный внутри сферы радиусом r, создающий равномерный поток во всех направлениях. Поток в 1 лм распространяется внутри телесного угла, вырезающего на поверхности сферы участок АВСD площадью в  1 м2.

В пределе при бесконечном уменьшении dА телесный угол стремится к прямой, указывающей направление силы света, что позволяет рассматривать силу света как векторное значение.

Если световой поток от точечного источника равномерен, то сила света одинакова в любом направлении:

.

 

Световой поток , испускаемый точечным источником, находящимся в центре сферы при силе света в любом направлении 1 кд в пределах единичного телесного угла, равен 1 лм.

Яркость Lυ характеризует излучение светящейся поверх­ности площадью dА в данном направлении. Если понятие силы света относится только к точечному источнику света, то понятие яркости применяется к любым источникам, имеющим конечные размеры. Численно яркость равна отношению светового потока, проходящего в рассматриваемом направлении в пределах малого телесного угла через участок поверхности, к произведению вели­чины телесного угла, площади участка и косинуса угла, а между рассматриваемым направлением и нормалью к участку:

Единицей яркости является кд/м2 – это яркость поверхности, квадратный метр которой дает в направлении, перпендикулярном поверхности, силу света в 1 кд.

Далее  приведены яркости некоторых источников света, выраженные в кд/м2:

Экран телевизионной  трубки                                             30 - 1000

Светодиоды                                                                           10 - 400

Люминесцентная лампа                                                       5000 - 10000

Нить вакуумной лампы накаливания                                  2·106 -  3·106

Нить газонаполненной лампы накаливания                      8·106 -  20·106

Сила света, яркость и световой поток являются характеристиками активных (первичных) источников света.

Объекты, которые видны  благодаря освещению светом первичных источников, называют пассивными (вторичными) источниками света. Их основной характеристикой   является освещенность.

Освещенность Еυ характеризуется световым пото­ком, падающим на единицу освещаемой поверхности:

Световой поток в 1 лм, равномерно освещающий площадь в 1м2, создает освещенность в 1 лк (люкс).

Так, например, минимальная освещенность для чтения - 20 лк, в комнате в ясный летний день - 100 лк, освещенность, создаваемая прямыми солнечными лучами на открытой местности - 100 000 лк.

Отраженная от объекта часть потока характеризуется коэффициентом отражения

,

где Фυ.отр - отраженная часть светового потока Фυ.

Поверхность, отражающую свет, можно рассматривать в качестве вторичного источника света со световым потоком Фυ.отр. Яркость этого источника

Приведем значения коэффициентов отражения ρυ для некоторых поверхно­стей:

снег, мел, гипс                                    0,93;

белая бумага                                        0,6 - 0,8;

песок                                                    0,25;

черное сукно                                       0,01 - 0,02;

черный бархат                                    0,004 - 0,01.

Яркостный контраст определяет соотношение яркостей объекта и фона. Различают прямой и обратный контрасты. Для позитивного изображения (темное изображение на белом фоне) задается прямой яркостный контраст:

 (1-И),

где  и  - яркости фона и объекта. Для негативного (светлого на темном фоне)  изображения задается обратный контраст:

                                                                     

В ряде случаев пользуются понятием контрастности С, представляющим отношение яркостей объекта (фона) и фона (объекта):

 

,

,



Скачать пример курсового проекта по Средствам отображения информации
КнАГТУ, Комсомольский-на-Амуре технический государственный университет, Промышленная электроника, Инженерно-экономический факультет
09 Август 2011 14:19:52 Опубликовал Boss, Автор/источник: -


.: Реклама :.
www.bizhur.ru

fxclub
forex4you

Решения задач ИНИТ КнАГТУ

.: Статистика :.


Поставь +1!


Создание и оформление сайта: Maxter-=Marshalkin=-, г. Комсомольск-на-Амуре 2003-2011 e-mail:
^Наверх^
Сайт создан в системе uCoz