Экономический цикл состоит из нескольких фаз.
- Рецессия или спад – снижение деловой активности, падение производства, уровня занятости, доходов.
- Восстановление – подъем экономики, рост занятости и промышленного производства.
- Циклы роста – продолжение роста экономики с достижением новых пиков в экономических показателях.
Экономические индикаторы делятся на проциклические, противоциклические и ациклические.
Паритет покупательной способности (ППС)
– это такое состояние экономик двух стран, когда цена товара в одной
стране равна цене товара в другой стране. Так как цены выражаются в
разных валютах, то соотношение цен товара и определяет валютный курс.
Реализация такого подхода определения курса возможна только в случае
идеального рынка (одинаковые доходы населения, одинаковые цены сырья и
так далее).
Декабрь 2001: «Британский журнал Economist опубликовал сегодня так
называемый индекс Big Mac. Индекс основывается на теории «паритета
покупательской способности» этого продукта в разных государствах. Big
Mac производится в 120 государствах мира по одному и тому же рецепту.
По этой теории, сравнивая стоимость Big Mac в разных государствах,
журнал выводит индекс, в соответствии с которым определяется уровень
переоценки или недооценки валюты той или иной страны по сравнению с
долларом.
Так, например, если учесть, что стоимость Big Mac в США равна 2,59
долл., а в Великобритании 1,45 фунта, получается, что фунт на 12%
переоценен. Тогда как, произведя соответствующее сравнение стоимости
Big Mac в США и ЮАР, получится, что валюта ЮАР недооценена на 68%.
Как сообщили РБК в пресс-службе представительства «Макдональдс», Big
Mac стоит в России 38 рублей. Соответственно, по методике Economist,
доллар должен стоить 14,67 российских рублей. Почти так же недооценена
валюта Китая, Таиланда, Гонконга и Польши.
Абсолютный вариант паритета покупательной способности – определение обменного курса исходя из стоимости корзины товаров, работ, услуг в двух странах.
Относительный вариант паритета покупательной способности учитывает динамику цен в странах.
Основные экономические показатели
Монетарная сфера:
- Процентные ставки
- Денежная масса
Показатели роста экономики, производственный сектор:
- ВВП (GDP) – общий показатель суммы добавленной стоимости, созданной в экономике (внутри страны) за определенный период времени
- Объем промышленного производства (IP)
- Использование производственных мощностей (CAPU)
- Заказы на товары длительного пользования
- Показатели объема запасов
Показатели инфляции:
- Индекс цен потребителей (CPI)
- Индекс цен производителей (PPI)
- Дефлятор ВВП (deffGDP)
Внешняя торговля:
- Торговый баланс (ТБ = Экспорт – Импорт. Для страны импорт означает
предложение национальной валюты и расходы страны, а экспорт – спрос на
национальную валюту на рынке и доходы страны по торговым операциям. ТБ
> 0, если Экспорт > Импорта.)
- Экспорт
- Импорт
Платежный баланс
Дефицит / профицит бюджета
Показатели занятости:
UNR (Unemployment Rate) — уровень безработицы. Рассчитывается
по формуле: UNR=(LF-EF)/LF, где: LF — рабочая сила (Labor Force), EF —
численность занятых (Employed Force).
EE (establishment employment) — показатель организованной
занятости, основанный на данных платежных ведомостей о зарплате в
несельскохозяйственном секторе (Nonfarm Payrolls).
EDI (Employment Diffusion Index) — диффузионный индекс
занятости. EDI = (% отраслей, в которых занятость за период выросла) -
(% отраслей, в которых занятость за период не изменилась)/2
AWW (Average Work Week) — средняя продолжительность рабочей недели.
AHE (Average Hourly Earnings) — среднечасовая оплата труда.
NAIRU (non accelerating inflation rate of unemployment) — уровень безработицы, совместимый с неинфляционным ростом экономики.
NFPR (Nonfarm Payrolls) -- численность работников,
определяемая по платёжным ведомостям (за исключением
сельскохозяйственных рабочих).
Jobless Claims -- данные о количестве зарегистрированных безработных.
Initial Jobless Claims -- первоначальные обращения за пособием по безработице.
Жилищное строительство и рынок жилья:
- Полученные разрешения на новое строительство
- Начатые строительства
- Строительные расходы
Торговля:
- Розничная торговля
- Оптовая торговля
- Продажи автомобилей
Индексы:
- PMI (Purchasing Managers' Index of Institute for Supply Managers, США)
– оценивает перспективы развития экономики и является индексом
ассоциации промышленных менеджеров. Индекс включает вопросы к
участникам анкетирования: изменились ли условия его бизнеса за
прошедший месяц к лучшему, к худшему или остались без изменения. При
этом учитываются следующие аспекты:
- занятость (employment),
- цены (commodity prices),
- время доставки (vendor deliveries),
- производство (production),
- запасы (inventories),
- новые заказы клиентов (new orders from customers),
- новые экспортные и импортные заказы (new export and import orders),
- накопившиеся неисполненные заказы (order backlogs, этот пункт введен в 1993 году по предложению нынешнего председателя Федеральной Резервной Системы А.Гринспэна).
ISM до 01.01.2002 носил наименование National association of parachousing manager, NAPM, и, соовтетственно, индекс PMI ISM именовался PMI NAPM.
- PMI (Purchasing Managers Index, Германия) -
индекс оптимизма менеджеров по закупкам Германии. Германский PMI начал
выходить с 1998 года, он включает обзор 350 компаний по следующим пяти
вопросам: выпуск (output), новые заказы (new orders), занятость
(employment), время поставки заказов (supplier's delivery times),
закупки товарных запасов (stocks of goods purchases).
- PMI (Purchasing Managers Index, Еврорегион) -
выходит с 1999 года и является индексом PMI по евро-региону,
охватывающему 12 государств с единой валютой евро (EU PMI). Отражает
уровень деловой активности промышленного сектора Германии, Италии, Великобритании и других государств.
- TANKAN – экономический обзор Банка Японии; в отличие от других подобных индексов TANKAN выходит 1 раз в три месяца.
- ССI (Consumer confidence index) – индекс доверия потребителей. Показатель
строится на основе различных опросов мнений населения по поводу условий
сегодняшнего дня и ближайшего будущего (от 6 до 12 месяцев) – насколько
они благоприятны для решения финансовых проблем, приобретения предметов
длительного пользования, трудоустройства и так далее
- CBI (по Англии) – обзор, оценивающий состояние дел в Англии. CBI по русски расшифровывается как Конфедерация Британских Производителей. Обзор включает в себя два индекса:
- CBI industrial trends
– этот индекс отражает деловые настроения по поводу состояния
производственного сектора экономики. Обзор не связан напрямую с
реальными перспективами развития экономики. Индикатор принимается
рынком во внимание.
- CBI distributive trades
– этот индекс отражает деловые настроения бизнеса относительно торговой
сферы. Он также не связан напрямую с реальными перспективами развития
экономики, но принимается рынком во внимание. Оба CBI за предыдущий месяц публикуются 15-го числа каждого месяца.
- CSI (Consumer Sentiment Index) - индекс
ожиданий потребителей Мичиганского Университета. Когда потребитель
начинает испытывать неуверенность в будущем, он меняет структуру своих
расходов в сторону накопления. Сокращение потребительских расходов
начинает сказываться на экономике в целом. Исследование департамента
торговли США (Commerce Department) показало, что University of Michigan
Sentiment Index лучше других скоррелирован с будущей экономической
активностью. Индекс University of Michigan Sentiment Index выводится
путем ежемесячного телефонного опроса около 500 потребителей. Каждому
из них задается по 5 вопросов, касающихся их финансового положения и
мнения о нынешнем состоянии (2 вопроса) и будущем (3 вопроса)
экономики. Ответы на первые 2 вопроса отражают текущее состояние
экономики, ответы на 3 последних - индекс потребительских ожиданий.
Соответственно, ожидания потребителей отвечают примерно за 60% индекса.
Из процентной доли респондентов, указавших на улучшение экономического
состоояния страны, вычитается доля тех, кто отметил ухудшение, после
чего к полученному числу прибавляется число 100.
- IFO (по Германии) – Institute für Forschung in der Ökonomik
– это индекс делового оптимизма немецкого института экономических
исследований, оценивает уровень деловой активности в стране; считается
отдельно по Восточной и Западной Германии и совместно. Значение
индикатора может изменяться в пределах от 80 до 120, за 100 принят
уровень деловой активности в 1991 году. Выходит ежемесячно. Оказывает
значительное влияние на рынок.
- ZEW Economic Indicator - экономический индикатор ZEW – выходит обычно несколько ранее IFO, показывает ситуацию в экономике Германии.
- Leading Economic Indicator (LEI) indicators
– опережающий экономический показатель. Индекс основан на следующей
предпосылке: главной движущей силой в экономике является ожидание
будущих прибылей. В ожидании роста дохода бизнес расширяет
производство, увеличивает инвестиции. Эта активность снижается, когда
прогнозируется спад доходов. Индекс LEI спроектирован так, что
охватывает все основные сферы и показатели деловой активности:
занятость, производство и доходы, потребление, торговлю, инвестиции,
запасы, цены, деньги и кредит. Его изменение предсказывает перемены в
глобальной экономической активности. В США индекс LEI публикуется ближе
к концу каждого месяца.
ForexClub |